NA-NA! Na-na
 Wellcome Новости ФотоАльбом Солисты Ссылки Разное Мультимедия Пресса Афиша ФорумГостевая
«БРЕДНИ БАРИ»

К нам в Обнинск едет НА-НА, которой исполнилось уже 18 лет. Обещался быть и сам «нанайский» отец родной, идеолог и продюсер группы Бари Алибасов: сейчас он находится в Казахстане, откуда никак не может улететь, поскольку обледенела взлётная полоса. Улететь не может, но на связь вышел…
- Бари Каримович, почему в составе группы НА-НА именно четверо музыкантов, а не, к примеру, пятеро? Что это, дань ностальгии по временам «Битлз» или холодный продюсерский расчет?
- Нет никакого расчета и ностальгии! Я никогда не был поклонником «Биттлз» и считал их музыку очень инфантильной и малоэмоциональной. По сравнению с Рэем Чарлзом, Аретой Франклин, Джеймсом Брауном, Дженис Джоплин эти музыканты напоминали мне заливную рыбу. Абсолютно безвкусную! Битлы никогда не были моими кумирами. Поэтому было бы странным говорить о подражании этой группе. Просто четыре человека в вокальном аккорде – это традиционный состав. Для того, чтобы ансамбль звучал многоголосо, необходимо четыре голоса, как минимум. Это самая распространенная музыкальная форма. А, как правило, нужно более 5-6 голосов. Поэтому в группе должно петь не менее четырех человек для наибольшей музыкальной выразительности. Что касается визуального восприятия, то человеческое зрение так устроено, что запоминает именно трех-четырех артистов. Если на сцене больше людей, то зритель их практически не различает. Наиболее ярко сценические образы можно создать при наличии в группе четырех человек.
- В каких зарубежных странах гастролировала группа НА-НА и с кем из зарубежных музыкантов «нанайцы» общались?
- Если я буду перечислять все страны, где гастролировала НА-НА, то газетной полосы не хватит. Достаточно сказать, что мы побывали в 30 государствах. Группа гастролировала в Германии, Болгарии, Израиле, Португалии, на Аляске… Участвовала в Днях Москвы в Праге. Впервые в истории российской эстрады выступила на Всемирной ярмарке «Мидем-94» в Каннах, представляла международную организацию «ФИДОФ» при ЮНЕСКО, которая объединяла все крупные фестивали мира. НА-НА по приглашению сенатора США Марти Марковитца выступала перед 30-тысячной публикой Нью-Йорка в Бруклин-парке. Известный американский продюсер Тони Бон Джови, обладатель нескольких десятков премий «Грэмми», приглашал группу с сольными концертами в Нью-Йорк на юбилей одного из первых в мире музея рок-н-ролла - «Хард-Рок-Кафе». Артисты приняли участие в праздновании 50-летия коронации в Таиланде, по приглашению короля Рамы XIX. В Канаде группа была гостем премьер-министра Жан-Жака Кретьена. НА-НА сотрудничала по контракту с компанией «Юниверсал» во Франции. Мы были гостями Президентов Казахстана, Таджикистана и многих других выдающихся людей нашей планеты. За два с половиной года работы в Калифорнии нам довелось работать и дружить с выдающимися музыкантами. Это и Рэй Чарлз, и Карлос Сантана, и Оззи Озборн… В том числе мы много общались с солистами групп «Ред Хот Чили Пепперс», «Кисс», «Металлика»…
- Почему, на Ваш взгляд, в России наблюдается противостояние рок- и поп- музыки, в то время, как на Западе великий и ужасный Элис Купер, к примеру, может дружить с крошкой Натали Орейро?
- Дело в том, что это противостояние – свойство примитивного восприятия музыки. Иногда сознание зацикливается на музыке своей молодости и больше не развивается. Тогда и кажется, что именно эта музыка юности - главная в жизни! Мне всегда очень смешно смотреть на все эти распри между рок - и поп-музыкой. В американских музыкальных магазинах вы никогда не найдете такого разделения. И та, и другая музыка продается в одном отделе. «Битлз» пели «Бессаме мучо» и слащавые песенки о любви, а идол рок-н-ролла Элвис Пресли исполнял не менее сентиментальные серенады типа «Санта-Лючия». В Европе и в Америке артисты, независимо от музыкального языка, способны выражать свою социальную, политическую точку зрения не только с помощью музыки. Они готовы высказывать свое мнение, как личности, независимо от музыкальной принадлежности. Рокеры сегодня насквозь продажны, но почему-то считаются более политизированными. Хотя деньги они любят не меньше, а то и больше, чем попса. «Интеграл», которым я руководил, был первой профессиональной рок-группой Советского Союза. Это была единственная рок-группа, утвержденная Министерством культуры. Многие рок-музыканты, с которыми мы дружили в 60-х, 70-х, 80-х годах, говорили о том, что на них огромное влияние оказал «Интеграл». Для меня не существует разделения музыки по жанру и принадлежности. Я охотно могу слушать Моцарта и его антиподов Шенберга, Айдза, Кейджа… Мой любимый композитор Кшиштоф Пендерецкий, но я не менее обожаю Вагнера. Мне очень нравится народная музыка, любой фольклер – индийский, китайский, бурятский, средневолжский, кубанский… Я охотно слушаю джаз – и традиционный, и авангардный, и кул-джаз… Все зависит от настроения! Чем шире кругозор человека, тем шире его восприятие музыки. А когда музыка воспринимается на уровне детского примитивизма, то до конца жизни фанатеют только от того, что звучало в годы молодости! Это несчастье человека – принадлежность к определенному музыкальному жанру.
- Как делается хит? Существуют ли готовые беспроигрышные рецепты? К примеру, Вячеслав Добрынин говорил Владимиру Матецкому, что его «Лаванда» хитом не станет, и оказался не прав...
- Очень трудно сказать, каковы пути песни к вершине популярности. Я знаю немало случаев, когда песни долго жили незаметными и вдруг становились хитами в исполнении нового голоса! Любой композитор скажет, как песня не пошла в одном исполнении и зазвучала в другом. Все зависит, в первую очередь, от того, что несет исполнитель. Конечно, имеют значение и мелодия, и аранжировка. А еще важна привычка. Если новая песня написана в привычном жанре, музыкальном строе и ладе, то она более доступна массовому слушателю. Иногда бывают очень яркие неповторимые шлягеры. И все же, прежде всего, популярность и всенародность песни зависит именно от исполнителя.
- Кто из современных отечественных поп-звезд вызывает у вас уважение? Кто вам нравится из певцов и композиторов советского периода?
- Я люблю очень многих современных ребят, которые поют. Считаю, что сегодняшняя молодежь более способная, чем мои коллеги 70-х, 80-х годов. В советские годы навязывалась академическая вокальная манера, довольно совковая. Нынешняя молодежь абсолютно свободна и расслаблена, легко владеет музыкальным языком и вокальными технологиями. Это и рок-н-ролл, и хрипловатый блюз, и фольклор любого российского региона. Очень часто я слышу очень яркие фольклорные, и в то же время попсовые исполнения. И они сочетают разный фольклор от чукотского до архангельских напевов. В первую очередь, вызывает уважение тот человек, которому дан природный дар. Но к таланту от природы всегда нужно приложить свинцовую задницу, потому что только труд может сделать одаренного человека мастером, который проживет долгую творческую жизнь. Я знаю таких трудяг. Это - Валерий Леонтьев, Алла Пугачева, Максим Галкин, Борис Моисеев, Лайма Вайкуле, Олег Газманов… Эти люди трудятся не покладая рук. По-прежнему, они выходят на сцену, как в первый раз и выкладываются без остатка! Знаю немало прекрасных талантливых молодых исполнителей, которые исчезают уже через год после того, как вышли на сцену, потому что начинается звездная болезнь, и ими овладевает безумие от собственной славы. У них такое ощущение, что успех будет продолжаться вечно, и больше не нужно прилагать для этого усилий. Мол, есть талант, он признан – и больше для этого ничего не надо делать. К сожалению, это не так. Следует очень много работать! История нашей российской рок- и поп- музыки доказывает вот что. Те, кто трудится, независимо от уровня популярности, тот и долго выживает. У меня есть одно пожелание молодым: «Никогда не обращайте внимания на свою славу! Она проходит. А уважение к профессии будет жить столько, сколько вы этой профессией будете заниматься. Очень упорно и усердно!
- Почему, по Вашему мнению, так популярен жанр «старых песен о главном»? Может, это затянувшийся композиторский кризис?
- Это вам кажется, что этот жанр популярен. Я, в основном, общаюсь в среде молодых, которым от 14-ти до 27-ми лет. Они не имеют никакого представления о старых песнях о главном. Эта молодежь слушает самую современную музыку. Они торчат от музыки прогнессив-хаус, транса… Им далеко до фени, что происходит со старыми песням. Основной потребитель на сегодняшний день – телевизор, который смотрят люди среднего и старшего возраста. А молодежь учится, работает, а в свободное время ходит в клуб. Для людей старшего поколения «Старые песни о главном» - ностальгия по Советскому Союзу, когда все были равны в своей нищете и абсолютном бесправии. А молодежь сегодня развлекается иначе и не имеет представления о той музыке.
- Кто пишет песни для НА-НА? Какова доля Вашей музыки в репертуаре группы?
- В основном, песни для группы НА-НА написаны нашими придворными композиторами. Это Александр Петренко, Бари Алибасов… Многие песни созданы самими солистами. Многие хиты, которые вы знаете, написаны мною в содружестве с другими соавторами по музыке и словам. Это «Фаина», «Эскимос и папуас», «Упала шляпа»… Песня «Где ты была?» сочинена нашим бывшим звукорежиссером Владимиром Боровиковым, который сейчас работает директором у Елены Воробей. Бывший директор нашей студии Сергей Мельниченко, который написал «В первый раз», создал теперь свою группу. Я думаю, что моих песен в нашем репертуаре ровно половина. Что касается зарубежного репертуара, мы работаем с лучшими композиторами мировой музыкальной индустрии. Это и Джив, и Тайлер Хайес, и Клаус Дерендорф, которые писали музыку для последнего альбома Карлоса Сантаны, и Стив Перлман – автор очень многих песен в исполнении Рода Стюарта и Джо Коккера.
- Кто из музыкантов НА-НА успел выпустить сольные альбомы?
- В репертуаре группы около 400 песен. Некоторые из них ребята поют ансамблем, но большинство исполнены сольно. Если выбрать эти песни, где солировал каждый исполнителей, то у них получится по 2-3 сольных альбома.
- Каков общий тираж всех альбомов НА-НА?
- Трудно сказать, потому что у нас в стране царствует пиратский рынок. Общий тираж не знает никто на этой планете! Все, что издают пираты, не поддается никакому учету.
- В 1981 году я был на концерте группы ИНТЕГРАЛ (сразу после рок-фестиваля в Тбилиси) и истошно орал вместе со всеми: «Бари, мы с тобой!!!» У вас нет авантюрного желания снова выйти на сцену в качестве музыканта и дать гвоздя?
- Недавно мы летели в самолете с Георгием Гараняном, легендарным музыкантом, потрясающим саксофонистом с мировой славой. Он предложил мне: «Бари, давай с тобой что-нибудь сделаем! Будешь играть на барабане, а я на саксофоне!» Честно скажу, что эта идея возвращения назад мне не очень нравится. У меня впереди столько много дел, столько целей, что мне некогда оглядываться назад и пытаться повторить то, что уже было в моей жизни! С другой стороны, иногда для очень близких людей я пою на сцене. Но у меня есть одна проблема. Я такой реликтовый и престарелый певец, что у меня не получается петь под фанеру. Никогда так не пел, поэтому у меня сейчас сложности с исполнением. Мне всегда нужен живой аккомпанемент, даже под минусовую фонограмму не могу петь. Только с живым ансамблем! В этом отношении я совершенно несовременный человек. Так что мне уже не светит карьера сценического исполнителя. А сегодня модно петь именно под фонограмму. Не так давно мы летели на гастроли вместе с Надей Бабкиной и Левой Лещенко. Я их спросил: «Кто вас, старперов, еще на концерты приглашает?» Лев обращается к Надежде: «Ты слышишь, как он нас обзывает?!» На что я ответил: «Ну, конечно, вы даже под фанеру-то петь не умеете! Какие вы современные исполнители?» Они говорят: «Умеем! Умеем! Если нужно, то споем!» До сих пор мне не приходилось слышать, чтобы Лева или Надя пели под фанеру. Значит, все-таки не умеют!
- Что вы сейчас читаете?
- Я читаю потрясающую книгу одного человека, который мне очень близок по системе мышления, мировосприятию, по адекватной оценке всего, что вокруг нас происходит. Это молодой американский экономист Стивен Лерит. Его книга называется «Фрикономика». У этого автора очень свежий взгляд на экономику. Я вообще не читаю художественную литературу, она меня никогда не интересовала. Первая книга, которая произвела на меня сильное впечатление, был не «Букварь», который мы с друзьями искурили. А дымить я начал очень поздно. И не Ги де Мопассан с пикантными сценами. Первой книгой, определившей мою потребность в чтении, было произведение Шкловского «Человек. Земля. Вселенная». С тех пор я читаю только документальную литературу. Солисты всегда удивляются, как я могу эмоционально воспринимать книги, где больше статистики и цифр, чем слов.
- Не приходила ли Вам идея записать и спродюсировать мюзикл с участием НА-НА?
- Эта идея ко мне приходила. В свое время мы пытались создать такой мюзикл. Я мечтал, чтобы его поставил Роман Виктюк. И я просил очень талантливого профессора, академика и киносценариста Вадима Михалева стать сценаристом. Он даже пробовал написать сценарий, но потом отказался соединить несоединимое. У меня была идея сюрреалистического сюжета. Сложить мои мысли в единый сюжет оказалось не так-то просто. В этом году с успехом прошли фильмы Михалева «Граф Монте-Негро», «Прощайте, доктор Фрейд!» Очень горько, что некоторые одаренные люди рано уходят из жизни... А моя идея о мюзикле еще жива. И мне очень хотелось бы ее реализовать!


(автор Сергей Коротков)


Hosted by uCoz